Сокиренко М.В.
Советы родителям как научить ребенка читать
При обучении чтению дошкольника есть ряд тонкостей, которые Вы должны знать. Обучение чтению должно проходить в несколько этапов. Первый этап- осваиваем звуки, затем буквы. Прежде всего обратите внимание на то, что при обучении чтению дошкольника надо делать упор на запоминание звуков, а не букв. То есть, например, при освоении буквы Б нужно учить говорить ребенка [б], а не [бэ]. Соответственно [г], [т], а не [гэ], [тэ] и т.д.
![](images/clip_image0089.png)
При таком подходе ребенку в дальнейшем будет гораздо проще понять, почему, к примеру,[б] и [а] в слоге БА дают [ба]. Если же учить буквы, как они произносятся в алфавите, то согласитесь, переход от [бэ] и [а] к [ба] не очень естественен.
Итак, Б+А=БА
[б]+[а]=[ба]
Пугаться же того, что Ваш ребенок не будет знать правильные (алфавитные) названия букв, не стоит – пойдя в первый класс и умея читать, он без труда выучит требуемые имена букв так, как они произносятся в алфавите.
При изучении букв, осваиваем сначала гласные буквы: А.О,У,И,Ы,Э, а потом уже несколько согласных: Б,В,Г,Д,З,К,Л,М,Н,П. Уже этого будет достаточно, чтобы успешно осваивать слоги. А остальные буквы «подтянуться» позже. Не забывайте, что согласные буквы произносятся как звуки.
Выучив большую часть букв, можно переходить к следующему этапу- чтению слогов, составленным из этих букв.
Сначала осваиваются только слоги вида согласная + гласная, т.е. БА, ВА,ГА и т.д., потом БО,ВО,ГО и т.д. ,БУ,ВУ,ГУ и т.д.
Поскольку слоги с гласными Е, Ё ,Я, Ю являются более трудными для чтения, то на первом этапе нужно читать слоги только с гласными А,О,У,И,Ы,Э.
Прежде, чем читать слоги на бумаге, надо научиться читать их в «уме». Говорите ребенку: «Б, А – что получится? Правильно БА!» и т.д. Нельзя при произнесении звуков Б, А добавлять союз и между ними, т.к. это будет мешать малышу правильно соединять буквы в слоги. После чтения «в уме» можно переходить к чтению слогов на бумаге. В освоении всего выше сказанного, вам помогут: кубики, карточки с написанными буквами, пластмассовые буквы и т.д. Стремитесь к тому, чтобы ребенок, в конце концов, читал слоги сразу, а не по буквам.
Затем осваивайте с ребенком слоги, где гласная буква стоит на первом месте АБ, АВ, АГ и т.д. Дети очень часто, особенно на первых порах, читают наоборот, т.е. вместо слога АБ – слог БА. Не расстраивайтесь, постепенно все образуется. Каждый раз мягко его поправляйте. Обратите особое внимание на дикцию вашего ребенка. Часто встречающиеся в этом возрасте дефекты речи будут мешать чтению. Поэтому необходимо обращаться к логопеду. Если вы почувствовали, что ваш ребенок уже достаточно уверенно читает слоги с гласными А,О,У,И,Ы,Э, то переходите к слогам с оставшимися гласными Е,Ё.Ю,Я С этими гласными слоги даются детям труднее всего. Это связано с тем. Что при произнесении каждой из них мы фактически произносим два звука Е=[Й]+[Э], Ё=[Й]+[О], Я=[Й]+[А] ,Ю=[Й]+[У]
Следующий этап чтение простых трехбуквенных слов. К чтению слов переходите тогда, когда ваш ребенок называет слог сразу, а не по буквам.О-ЛЯ, А-НЯ, КО-Т
Каждый раз, переходя к новому этапу чтения, не забывайте все время повторять пройденное.
Не подгоняйте ребенка, он выучит все в своем темпе, не ускоряйте и не ругайте его, если он забыл. Очень важно, чтобы ребенок получал радость от обучения, вместе с вами. Если вы решили заняться обучением ребенка чтению, то делать это надо в игровой форме. Продолжительность обучения с детьми 4 лет не должна превышать 10 минут, если вы видите, что ребенку трудно высидеть 10 минут, сократите время В этом возрасте необязательно заниматься каждый день, тем не менее старайтесь не делать большие перерывы ( больше 3 дней) С детьми 5-6 лет занимайтесь 15 минут. При первых же признаках усталости, рассеянности, потери интереса к игре с буквами, прекратите обучение Старайтесь чаще поощрять малыша, пусть он будет радостным, от этого во многом зависит его интерес к знаниям и учебе в дальнейшем. Старайтесь разнообразить игры, используйте в качестве еще одного обучаемого любимую игрушку вашего ребенка, которую можно активно вовлекать в игру. Устраивайте соревнования – кто быстрее прочитает тот или иной слог, Вы. Ваш ребенок или игрушка ( конечно, при этом Вам нужно поддаваться, а за куклу говорить другим голосом.) придумайте поощрения. Возможны и другие не менее эффективные педагогические приемы. Все зависит от Вашей фантазии!
Литература: Ольга и Сергей Федины "Как научить ребенка читать" Москва, Айрис Пресс,2010,
А.Е.Соболева, С.В.Краснова. Чтение с увлечением. Москва, 2009.