РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ « МАМИНА ШКОЛА»
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ: Монахова \Ольга Владимировна
Модель организации работы родительского клуба
«Мамина школа» в ДОУ.
Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою
долю ответственности за сокровище по имени Детство»
Е.П. Арнаутовой
Эти слова определяют смысл совместной работы дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) и семьи. Именно от взрослых, их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.
В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ. Одним из эффективных способов работы с родителями в нашем детском саду является клубная работа.
Работа родительского клуба «Мамина школа» — это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации, цель которого:- способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом;
- оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;
повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
Участниками клуба являются : родители вновь поступающих детей, педагоги, медсестра, педагог-психолог, логопед, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.
Количество участников группы 10-12 человек. Проводятся занятия один раз в месяц, каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели.
Формы работы: круглый стол, психологические тренинги, практикумы, осуждение и распространение опыта семейного воспитания, презентация информационных буклетов, использование видеоматериала на разные темы.
Каждое занятие имеет 2 структурных элемента (части):
1 часть: решение теоретических вопросов, моделирование практических ситуаций «ребенок-взрослый» и так далее;
2-я часть: отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми в виде решения педагогических ситуаций, обмена мнениями, игр и т.д.
Такая форма занятий эффективна тем, что при рассматривании теоретических вопросов родители углубляют и расширяют полученные знания, а затем сразу могут практически их применять.
В итоге работы «Маминой школы» у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка раннего возраста в момент адаптации к ДОУ.
Тематический план-программа заседаний клуба «Мамина школа».
№
п\п |
Тематика заседаний |
Форма проведения |
сроки |
ответственный |
1 |
Организационный сбор |
Ознакомительная беседа |
май |
Заведующий ДОУ. Воспитатель
психолог |
2 |
Адаптация ребенка к ДОУ |
Практикум |
Август
сентябрь |
Воспитатель
психолог |
3 |
Ознакомление с условиями пребывания детей в детском саду |
беседа |
октябрь |
Мед.сестра
Воспитатель
психолог |
4 |
Особенности психического развития детей третьего года жизни |
консультация |
ноябрь |
Воспитатель
Психолог
логопед |
5 |
Воспитание самостоятельности и культурно-гигиенических навыков |
практикум |
декабрь |
Воспитатель
психолог |
6 |
Особенности питания детей данного возраста. Организация питания в детском саду. |
консультация |
январь |
Воспитатель
Мед.сестра
Шеф-повар |
7 |
Значение режима дня в сохранение эмоционального благополучия ребенка |
практикум |
февраль |
Воспитатель
психолог |
8 |
«В царстве упрямства и капризов» или « Кризис 3-летнего возраста» |
практикум |
март |
Воспитатель
психолог |
9 |
Повышение речевой и двигательной активности ребенка третьего года жизни |
практикум |
апрель |
Воспитатель
Психолог
Инструктор по физ.куль-ре
логопед |
10 |
Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба) |
Круглый стол |
май |
Воспитатель
Психолог и другие специалисты |
Примерное программное содержание практикума на тему:
«Воспитание культурно-гигиенических навыков».
Цель: ознакомить родителей с задачами воспитания культурно-гигиенических навыков и научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком при формировании культурно-гигиенических навыков.
План
Приветствие упражнение «Мимика и жесты»
1.Консультация: Особенности формирования культурно-гигиенических навыков».
2. Игры-конкурсы «Последовательность мыться рук», «Последовательность одевания».
3. Практическое упражнение «Педагогические ситуации»
4. Минута отдыха (благодарности)
5.Рефлексия.
Конспект практикума на тему
«Воспитание культурно-гигиенических навыков»
Цель: ознакомление родителей с задачами воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Задачи: создать положительное эмоциональное отношение родителей к совместному обсуждению проблемы; повысить уровень компетентности родителей в данном вопросе; научить с помощью игровых упражнений, как правильно прививать культурно-гигиенические навыки ребенку.
Участники: воспитатель, медицинская сестра, педагог-психолог, родители.
Подготовка: подготовка презентации на данную тему, фотографии детей в повседневной деятельности, оформление родительского уголка на тему «Что должен уметь ребенок 3-го года жизни», подбор педагогических ситуаций, анкетирование родителей на тему «Развитие у ребенка культурно-гигиенических навыков»; подбор загадок для заучивание с детьми .
Ход занятия
1.Приветствие «Мимика и жесты».
Участники делятся на команды и по очереди загадывают предложенные ведущим загадки о предметах личной гигиены с помощью жесто и мимики. После того как команда соперников отгадает загадку, ее зачитывают вслух.
Хожу-брожу не по лесам. А по усам . по волосам,
И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. (Расческа)
Костяная спинка, жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка)
Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое,
Всегда под рукой – что это такое? (Полотенце
Ускользает, как живое. Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне: пусть отмоет руки мне. (Мыло)
1. Краткий анализ анкет для родителей.(см. Приложение 1).
Консультация — презентация «Формирование культурно-гигиенических навыков». ( см. Приложение 2ПРЕЗЕНТАЦИЯ ).
2. Игра-конкурс «Последовательность мытья рук» и «Последовательность одевания».
Родителям предлагается назвать очередность действий при мытье рук и одевании. ( При одевании можно использовать куклу, предложить родителям одеть ее). Правильность ответов проверяется с помощью нарисованных последовательных картинок.
3. Игра-конкурс «Решение ситуаций».
Родителям предлагается решить педагогические ситуации. Описанные на карточках.
Первая ситуация: Мама входит на кухню, где Маша завтракает. Рядом с тарелкой – игрушечная кошка. На столе крошки, пролит чай. Мама говорит….
Вторая ситуация: Утром Катя не хотела умываться. Тогда мама делает так…
4. Минута благодарности.
- Уважаемые родители, благодарим вас за то, что вы пришли на наше заседание. Мы убедились, что вы не равнодушны к тому. Как ваши дети развиваются, чего достигли. И мы с удовольствием хотим вас наградить символическими медалями за активное участие в сегодняшнем занятии. Родители, получившие данные награды, действительно могут называться «мамами и папами».
6. Рефлексия. Для закрепления полученных знаний родителям предлагается продолжить фразу: « Я, как и все мы сегодня, понял…»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Анкета для родителей
Задание: понаблюдайте и оцените, как сформированы культурно-гигиенические навыки у вашего ребенка.
1.Мытье рук.
· Охотно идет в ванную и сразу приступает к действию.
· Закатывает рукава.
· Правильно открывает кран — так, чтобы струя воды была небольшой, смачивает руки водой, намыливает ладони и тыльную сторону кисти.
· Смывает мыло и стряхивает воду в раковину.
· Снимает полотенце с вешалки и после вытирания рук аккуратно вешает его на место.
· Вытирает тщательно тыльную сторону кисти и между пальцами.
2.Умывание.
· Как ребенок пользуются водой, мылом? Не пропускает ли отдельные действия? Соблюдает ли их правильную последовательность?
· Осознает ли ребенок необходимость умывания? Чем мотивировано выполнение этого действия (ребенок действует по собственной инициативе или по указанию взрослого)?
3.Прием пищи
· Как ребенок пользуется столовыми приборами (в какой руке держит ложку, умеет ли пользоваться вилкой и т. д.)?
· Аккуратно ли ест (не крошит хлеб, не проливает пищу)?
· Сохраняет ли за столом правильную осанку?
· Как заканчивает еду (задвигает ли стул, благодарит ли взрослых и т. д.)?
4.Одевание и раздевание.
· Соблюдает ли ребенок правильную последовательность действий?
· Необходима ли помощь взрослого? Когда ребенок обращается за ней?
· Аккуратно ли одевается? Замечает ли непорядок в своей одежде и одежде других? Как его устраняет?
· Как складывает одежду (аккуратно, небрежно и т. д.)?
· Сформировано ли бережное отношение к предметам одежды? В чем оно проявляется?