Монахова Ольга Владимировна
Как подготовить ребенка к поступлению
в детский сад
Так уж принято, что каждый родитель еще с пеленок озадачен вопросом подготовки ребенка к школе, а вот почему-то к поступлению в детский сад считают, что готовится незачем. Многих мам вводит в заблуждение уверенное «ДА!» крохи в ответ на их вопрос: «А ты в садик хочешь?» Увы, это вовсе не значит, что он готов к саду. Малыш просто не знает, что это такое, он не понимает, что ему придется расстаться с мамой на целый день и быть под опекой воспитателя в окружении других детей. Приход в садик- это первый шаг ребенка во взрослую жизнь, и от того, насколько малыш и Вы будете готовы его сделать, будет зависеть очень многое в его жизни в детском саду и, в первую очередь, длительность адаптационного периода. Так как же подготовить ребенка к поступлению в детский сад?
Этот вопрос волнует многих родителей, но, к сожалению, его задают большей частью слишком поздно: когда непосредственно сталкиваются с трудностями адаптации (привыкания) или когда до первого посещения ребенком детского сада, яслей остается совсем мало времени.
Профилактике дезадаптации и оказанию своевременной психологической консультативной помощи родителям при подготовке ребенка к поступлению в детский сад и посвящена данная статья. Подробно остановимся на основных моментах.
1. Проанализируйте режим дня своего ребенка и постепенно переведите его в режим детского дошкольного учреждения.
Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет Ваш рассказ, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя Ваш ребёнок, когда пойдёт в сад
2. Научите ребенка самостоятельно одеваться, принимать пищу и ходить на горшок.
Ребенок, умеющий есть самостоятельно, одеваться, раздеваться, а главное - пользоваться горшком, не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых. Предоставьте ребенку возможность одеваться самостоятельно, поправляя его действия словами и небольшими действиями (перевернуть колготы в «нужную» сторону», правильно расставить сандалии)
3. Позаботьтесь о физическом здоровье ребенка
Физически здоровый и закаленный ребенок лучше перенесет психологический стресс, связанный со сменой обстановки, привычного образа жизни, у него быстрее произойдет адаптация к детскому саду. Поэтому летом, перед поступлением в детский сад, следует провести максимум оздоравливающих и закаливающих мероприятий: прогулки на свежем воздухе, постепенное снижение температуры воды при купании, обливании ног прохладной водой, ходьба босиком.
4. Подготовьте ребенка морально.
Нужно говорить о предстоящем посещении детского сада как о радостном событии, ни в коем случае не как о наказании ("вот пойдешь в сад, там не будут смотреть, что ты кашу не ешь - заставят...") Описывайте, как красочно будет на утренниках, какие интересные занятия (рисование красками, лепка, физкультура и т.д.), что в группе у каждого ребенка есть своя кровать, стульчик, что дети вместе кушают, спят, играют, гуляют на улице
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло - скоро он сможет ходить в детский сад. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей радости.
Играйте в садик: приводите в «садик», оставляйте его одного, а потом покажите на часы и скажите: «Вот и время пришло, сейчас пойду своего сыночка (дочку) из садика забирать».
Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он сможет обратиться за помощью, как это сделать. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и Анна Николаевна нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом". Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните ему, что в группе будет много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет сразу одеть всех детей, тебе придётся немного подождать". Попробуйте поиграть с ребёнком во все эти ситуации дома.
В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом
5. Поощряйте его стремление к общению со сверстниками.
Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте детские парки и площадки, приручайте к игре в песочнице, на качелях. Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии Вашего ребёнка по именам. Поощряйте обращение Вашего ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в Вашем присутствии
5. И вот вы в садике!
Процесс адаптации должен быть постепенным. Оставляйте ребенка сначала до обеда, постепенно удлиняя срок пребывания в группе.
Когда вы уходите-расставайтесь с малышом легко и быстро. Долгие прощания с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребенка тревогу, и он будет долго «цепляться» за вас. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, тогда ему будет проще отпустить Вас.
Среднее время адаптации ребенка к детскому саду занимает 3 недели. Если ребенок не адаптировался к садику по истечении 3 месяцев, необходимо обратиться к специалисту
Убедитесь в собственной уверенности, что в Вашей семье детский сад необходим. Любые Ваши колебания ребёнок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь Вы проводите с ним меньше времени. Будьте спокойны сами! Почаще обнимайте и целуйте своего ребёнка.
Консультация для родителей
« Как преодолеть капризы и упрямство ребенка»
Капризы и упрямство, как правило, являются отличительными признаками яркого прохождения ребенком кризиса трех лет, наряду с негативизмом, обесцениванием, деспотизмом, ревностью, протест-бунтом. При более спокойном прохождении кризиса трех лет эти проявления могут быть слабо выражены или могут быть минимальны.
Безусловно, и в другом возрасте ребенок может демонстрировать такие проявления. Но мы говорим о тенденции: капризы и упрямство более всего обостряются при прохождении ребенком кризиса трех лет, после же, в среднем к 3,5—4 годам, эти проявления намного снижаются, или вообще пропадают.
Если и после 4 лет дети проявляют упрямство и капризы, то есть опасность фиксации упрямства и истеричности как удобных способов манипулирования родителями.
Родителям очень важно знать способы общения с ребенком любого возраста, проявляющим капризы и упрямство, уметь их преодолеть и свести к минимуму отрицательные последствия этих проявлений.
Как преодолеть капризы и упрямство в период кризиса трех лет
Ребенок проявляет упрямство, которое выражается в стремлении поступать по-своему, вопреки разумным доводам. Пик упрямства приходится на 2,5—3 года. Мальчики упрямее девочек. Девочки капризничают чаще.
Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребенок добивается своего потому, что он так решил. НАСТОЙЧИВЫЙ - стойкий в своих намерениях, твердый, упорный; неотступный в требованиях.
В этот момент взрослые должны научить малыша, как можно поступить в таком случае, а не загонять его в угол своими требованиями. Конечно, можно "выиграть битву", заставив ребенка сделать то, что Вы требуете. Но это приведет только к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребенка, который может усвоить манеру поведения взрослого, и в дальнейшем будет действовать подобным образом.
Наша задача - не искоренять упрямство, а переводить его в настойчивость. Направлять активность ребенка в нужное русло.
В кризисный период приступы упрямства и капризности наблюдаются у детей по пять раз в день, а у некоторых до 19 раз.
Если ребенок впадает в истерику:
Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в поведении с ребенком. Если вы сказали "Нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь, даже если приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще помогает одно — взять его за руку и увести.
Не берите ребенка на руки, если он этого не хочет.
Не старайтесь поднять ребенка с пола.
Не оставляйте ребенка одного.
Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать нет смысла, шлепки еще больше будоражат.
Переключите внимание ребенка: "Ой, какая интересна игрушка у меня!", "А что там делает ворона?" – Подобные приемы заинтригуют и отвлекут ребенка.
Следите за своим эмоциональным состоянием.
Период упрямства и капризности заканчивается к 3,5—4 годам. Если и позже дети проявляют упрямство и капризы, то есть опасность фиксации упрямства и истеричности как удобных способов манипулирования родителями. Не следует поддаваться нажиму ради своего спокойствия.
Кризис трех лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности. Если желания малыша намного превосходят его возможности, необходимо искать выход в ролевой игре. Научите ребенка играть "во взрослых", беря на себя роль мамы, папы, врача, продавца и т.д. Покажите ему несложные действия, которые он может воспроизвести. Поиграйте рядом с ребенком, он с удовольствием будет Вам подражать.
Некоторые конкретные советы по преодолению капризов и упрямства:
-
Если ребенок не желает есть: создайте игровую ситуацию и предложите покормить "котенка, мишку".
-
Если ребенок капризничает на людях,(в магазине, в парке): возьмите его за руку и отведите в сторону, где обстановка спокойнее и постараетесь переключить его внимание: "Смотри, что у меня есть!..
-
Если ребенок упрямится?: подождите немного и отвлеките его: "Посмотри, что у меня есть? Посмотри, кто там идет?..
Общение с ребенком в период кризиса (будь то кризис одного года, трех лет или подростковый) — это особое искусство. Главное — вовремя понять и помочь ребенку, потому что мы нужны ему как никогда.
Как преодолеть капризы и упрямство в любом возрасте
Капризы и истерика требуют зрителей. Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая непослушная девочка!" Ребенок только и ждет этого, чтобы манипулировать Вами
В любой ситуации проявляйте терпимость к ребенку. Не позволяйте себе раздражаться, выходить из себя.
Не подчеркивайте перед ребенком свое превосходство и силу. Будьте с ним "рядом", будьте готовы, когда он немного успокоится, обсудить с ним спорные моменты
И даже если он в этот момент не совсем такой, как нам бы хотелось, лучшее, что мы можем сделать, — принять его таким, какой он есть, и
ЛЮБИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ
Консультация для родителей на тему:
«Как организовать ребенка убирать игрушки?»
Ребенок, как губка, впитывает все, что вкладывают в него взрослые. Если приучить ребенка, что каждый раз после игры надо сначала навести порядок, а потом заниматься другими делами, то он так и будет делать всегда. Уборка будет восприниматься ребенком не как наказание, а как само собой разумеющееся дело.
Поэтому, прежде чем искать ответ на вопрос, как заставить ребенка убирать игрушки, обратите внимание на свой образ жизни и свое поведение. Вы всегда убираете за собой, например, посуду? Или, опаздывая на работу, можете позволить себе оставить тарелку на столе? Почему же вы хотите, чтобы ваш ребенок был другим? Подайте ему правильный пример и, возможно, этого будет достаточно
Как же решить эту проблему?
Для начала расскажите ребенку, зачем надо убирать игрушки. В его возрасте вряд ли достаточно будет указания на то, что порядок – это красиво. Возможно, ребенку будет жаль игрушки, если вы скажете, что наступив, их можно сломать. Если в доме есть собака, то можно рассказать о том, что с животным может случиться беда, если он сгрызет какую-то игрушку. Кроме того, сам песик может сломать или спрятать любимую игрушку малыша…
Повесьте «напоминалку»
Для маленьких «напоминалкой» может послужить любимая игрушка. Возьмите её в руки, и пусть она «попросит» малыша убрать за собой, а потом похвалит. Через несколько повторов у ребёнка свяжутся два понятия: вижу эту игрушку— навожу порядок.
Приятное ожидание
Каждый раз, когда ребёнок наводит порядок по собственной инициативе, делайте для него что-то приятное.
Для детей постарше можно обобщить награду. Всю неделю убирал за собой - в выходной получаешь... что там у вас он особо любит (и не обязательно из еды)?
Поиграйте в «мусоровоз», «дворника» (и другие игры)
Только не позволяйте запрягать или превращать в «мусоровоз» домашних животных. В этом случае понадобится или валерьянка, или генеральная уборка. А возможно, и то и другое вместе.
«Я тебе помогу, но...»
Не упрекайте. Вы хотели пойти вместе в магазин, а потом покататься на качелях? «Как жаль, но пока я убирала твои игрушки, прошло много времени, и мы теперь не успеем заглянуть в детский городок. Но завтра мы сделаем это... обязательно... если успеем.»
Спортивное состязание
Очень удобно проводить, если у вас двое детей (тогда, возможно, вам повезёт и сами вы участвовать в нём не будете).
Делите территорию на две части (сообразно возрасту и силам ребёнка), и - кто быстрее?
Поменяемся местами
Вы можете, воспользовавшись ситуацией, спародировать его поведение (как, например, он обычно отвечает вам - на ваши замечания). И посмеётесь, и польза: он увидит себя со стороны.
Фантазируйте, придумывайте свои способы мотивировать ребенка на уборку игрушек, все свои предложения озвучивайте с любовью и ласково, и тогда непременно Ваши усилия увенчаются успехом.
Отдавать ли 6-ти летнего ребенка в школу?
Получить информацию о том, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, как, когда, сколько и чем заниматься с ним, чтобы подготовить его к первому классу, сегодня не проблема. Узнать можно все. Но вопрос о том, стоит ли идти малышу в школу, если 1 сентября ему будет только 6,5 года, или надо подождать еще годик, всегда волнует родителей будущих первоклассников как прозвучавший впервые в истории. Почему? Да потому, что каждый ребенок к семи годам имеет свой психофизиологический «набор», свои показания или противопоказания к учебной деятельности. Один ребенок готов стать первоклассником в 6,5 года, а другой – только в 7,5. Разница между психофизиологическим и паспортным возрастом бывает чрезвычайно велика. Как не ошибиться?
4 главных умения будущего первоклассника
«Самый главный показатель готовности к школе (это подтверждают и наши физиологические исследования, и многолетний опыт анализа того, почему у ребенка возникают школьные проблемы) – умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция – это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию.
Второй показатель: умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу. Попросите его сложить мозаику по рисунку и посмотрите внимательно, как он это сделает: просто так будет брать фигурки или положит перед собой рисунок, отберет нужные цвета, нужные фигурки? Какое-то элементарное планирование есть? Если нет, то учиться ему будет очень трудно.
Третий показатель – умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание кое-как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности нет.
Четвертый показатель – умение ребенка принимать помощь. Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он сказать «я не понял», «я не знаю»?
До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться...».
Все эти показатели готовности к школьному обучению исчерпывающе описала доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО Марианна Михайловна Безруких. Чтобы ребенок всему этому научился, с ним, конечно же, надо работать. И работа эта должна быть выстроена грамотно, на основе здоровьесберегающих технологий, с учетом индивидуальных особенностей малыша. Работать с ребенком, например, 5–6 лет, в режиме активного внимания можно от трех до пяти минут. Если ваше чадо не может сосредоточиться даже три минуты, а ему шесть лет, с ним надо заниматься в игровой форме, в эмоционально благоприятной обстановке.
Если нет соответствия статусу школьника
Происходят, на первый взгляд, странные вещи: старших дошкольников, будущих первоклассников, готовят к школе и детские сады, и различные подготовительные курсы, и образовательные учреждения… Все готовят кандидата в школьники! Только вопрос – как? Ведь адаптационный период у большинства первоклассников все равно проходит тяжело, а у некоторых – очень тяжело. Многие дети постоянно отвлекаются, не слушают учителя, не могут вникнуть в суть даже обращенных к ним просьб, высказываний и т.п. А ведь им необходимо уметь «высидеть» целый урок, сосредоточиться и удерживать внимание достаточно продолжительное время, осознанно воспринимать и усваивать учебный материал, находить общий язык со взрослыми и одноклассниками и многое-многое другое. Далеко не каждый ребенок способен соответствовать приобретенному статусу. В конце концов, радостное событие для ребенка (он стал ШКОЛЬНИКОМ) и для его родителей омрачается из-за этих и многих других проблем. С гордостью отправившийся в школу первого сентября, малыш уже через месяц или более короткий срок не хочет туда идти, замыкается в себе, становится раздражительным. А что дальше? А дальше – прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом. Нерешенные проблемы постоянно будут преследовать школьника, становясь причиной стрессов и депрессий.
Не натаскивайте детей!
Проблемы у школьника возникают зачастую потому, что многие родители (и не только родители!) плохо себе представляют, какие физиологические особенности ребенка позволяют говорить о степени (показателях) его готовности к школе. В большинстве случаев подготовка к школе подменяется вредным натаскиванием как дома, так и в образовательных учреждениях!!!
Так вырабатывается неправильное отношение к школе, неумение трудиться и учиться вообще, решать разного рода задачи, возникающие в общении – например, понимать и принимать позицию и состояние другого человека, не совпадающие с собственными.
Если малыш выполняет какое-либо задание без удовольствия и без понимания – речь идет о натаскивании.
Если обучение форсируется без учета желания и физиологических особенностей ребенка – речь идет о натаскивании.
Если родители (воспитатели) в экстремально короткий срок хотят выработать у маленького человека какие-то навыки – речь идет о натаскивании.
Например, при форсированном обучении чтению малыш выхватывает первые буквы, а дальше угадывает слово. Причем не всегда правильно, не ухватывая смысла. Одно из последствий такого обучения – «механическое чтение». Малыш очень бойко произносит все слова, а пересказать текст не в состоянии. При правильном же подходе ребенок, начиная читать, отслеживает каждую буковку, анализирует ее. Он делает это, конечно, очень медленно. Но постепенно процесс убыстряется. То есть необходимо терпение и еще раз терпение. Занимаясь с ребенком, ни в коем случае нельзя спешить! При натаскивании можно резко повысить осведомленность малыша, но научить понимать закономерности, думать, сопоставлять, сравнивать и т.п. очень трудно.
Родители против дезадаптации
Детей очень часто в силу разных причин родители заставляют осваивать еще до школы большую часть программы первого класса, и в результате малышам становится просто неинтересно и скучно учиться. Ребенок хочет и готов двигаться вперед, узнавать новое, а обстоятельства и школьная программа не позволяют… Научить будущего первоклассника писать и читать – это отнюдь не первоочередная задача родителей и разнообразных «подготовителей». Главное – воспитать в ребенке желание и умение, т.е. выработать и поддерживать интерес в нем к познанию, всячески развивать способности малыша (познавательные – внимание, память, мышление, восприятие, речь; рефлексивные; творческие и др.).
Многие родители не понимают, что именно от них, а не от воспитательницы, учительницы зависит школьное благополучие ребенка. Именно от их поведения как в дошкольный период малыша, так и во время его обучения в школе. Вероятность школьной дезадаптации очень мала, если родители:
не ругают малыша, когда у него что-то не получается, а всегда пытаются понять причину неуспеха, неудачи, обсудить ее с ребенком и помочь ему;
всячески показывают доверие к ребенку, программируют его на успех;
создали в семье эмоционально благоприятную обстановку для всех ее членов.
Словом, только позитив, любовь, понимание, доверие и родительский пример воспитывают в детях такие необходимые для успешного малыша качества личности, как целеустремленность, самостоятельность, внимательность и ответственность.
Ваш ребенок будет успешным!
В итоге можно сделать следующий вывод. По мнению физиологов и психологов, не существует общей для всех детей «подготовки к школе». В любом другом случае надо просто помнить следующие простые истины:
Основными критериями психического развития дошкольников являются познавательная активность, мышление, коммуникативные способности, уровень развития игровой деятельности, а также эмоциональное(!) благополучие ребенка.
Вся подготовительная работа к школе должна проводиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития малыша.
Подготовка к школьному обучению не должна заменять собой программу первого класса.
Взрослым необходимо только помочь малышу адаптироваться к условиям и порядкам школы. Ребенок станет успешным тогда, когда научится понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя, принимать в качестве обучающей деятельности не игру, а учебу.
ВНИМАНИЕ: ВАЖНО!
Марианна Михайловна Безруких, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО:
– Форсированное обучение не столько увеличивает темп деятельности, сколько замедляет его и нарушает механизмы формирования навыка.
Если у вас, родители, есть какие-то сомнения, выделить зоны риска и определить стратегию подготовительной работы с дошкольником можен помочь психолог детского сада Монахова Ольга Владимировна(чем раньше, тем лучше), который может провести всесторонний анализ развития ребенка и дать необходимые рекомендации.
Вы можете получить личную консультацию психолога Монаховой Ольги Владимировны, на данную или другие темы, касающиеся:
- воспитания и развития ребенка,
- общения с ним,
- нормативных показателей возрастного развития,
записавшись по телефону: 8-8903-608-63-54